Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Русская реклама в Солт-Лейк-Сити
Портал русскоговорящего Солт-Лейк-Сити
Русская реклама в Солт-Лейк-Сити
Портал русскоговорящего Солт-Лейк-Сити
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню
Статьи
Наши рекламодатели
Медиа
russiantownsaltlake.com

Две Аленушки в одной

Две Аленушки в одной

«Моя “Алёнушка” до сих пор не продана, что сильно влияет на мои денежные дела. Если бы затруднение оказалось не в самой картине, а в цене, то я, конечно, сделал бы значительную уступку». Так писал художник Васнецов коллекционеру Третьякову спустя полтора года после написания картины «Алёнушка». За всё это время никто не захотел её купить, и автор был вынужден умолять коллекционера и предлагать большую скидку. Лишь бы тот её приобрёл.

Но Третьяков так и не ответил на письмо Васнецова. «Алёнушка» ему была не нужна даже по низкой стоимости.

Картину купил Савва Мамонтов за 500 рублей – за четверть изначально запрашиваемой суммы. Скорее всего, Мамонтов просто решил поддержать Васнецова материально. К самой же картине он был равнодушен и через несколько лет он продал её другому коллекционеру.

Но почему же современники не оценили «Алёнушку», а позже произошла трансформация отношения к ней? В какой-то момент она стала любимицей публики!

 

Что не так с образом Алёнушки

Начнём с того, что в сказке «Сестрица Алёнушка и её братец Иванушка» вообще нет такого эпизода. Героиня никогда не сидела на камне, тоскуя по братцу у воды. В сказке Баба-Яга привязала камень к шее Алёнушки и утопила её в пруду. И именно братец Иванушка в качестве козлёночка бегал по берегу и звал сестрицу. Там его и увидел богатый купец. Он спас бедную девушку, вытащив её из воды.

Можно, конечно, предположить, что Васнецов выдумал этот эпизод. Мол, Алёнушка так переживала за перевоплощение своего братца, что присела погрустить. И через несколько секунд «в кадр» войдёт злобная Баба-Яга и столкнёт несчастную в омут.

Русские знакомства в США

Но приглядитесь внимательно к самой Алёнушке. Замечаете ли вы в её облике что-то необычное?

У девочки растрёпанные волосы, порванное платье и грязные ноги. Едва ли сказочная героиня была такой неряшливой. Скорее, мы предполагаем увидеть её с аккуратно заплетённой косой, в платочке, в опрятном платьице – как у художника Билибина.

Но перед нами сидит девочка неряшливая. А ещё этот странный застывший взгляд больших глаз...

 

Сказочная героиня или Алёнушка-дурочка?

Дело в том, что эта Алёнушка вовсе не сказочная! По крайней мере, Васнецов её таковой не задумывал. А назвал он картину изначально «Дурочка Алёнушка».

Он увидел в селе Ахтырка девочку-сироту лет двенадцати. И её грустные глаза настолько запали художнику в душу, что он задумал написать её портрет. Васнецов так описывал свои ощущения от встречи с этой девочкой: «Встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах... Каким-то особым русским духом веяло от неё».

Но что делала сирота в селе одна, спросите вы. Дело в том, что приюты для крестьянских детей появились только в самом конце XIX века. До этого сироты оставались в селе. Чаще кто-то из родственников усыновлял или удочерял их, но не всегда. Порой такой ребёнок оставался на подворовом обеспечении, то есть ходил от одного дома к другому и в каждом кормился. Всё село брало на себя обязательство кормить сироту до двенадцати лет.

Понятно, что такому ребёнку жилось тяжело. Мало того, что попадались разные семьи, в которых и побить могли за лишний съеденный кусок. Так ведь он ещё не видел ни ласки, ни истинной заботы.

Именно такой несчастной Васнецов и увидел сиротку.

Ещё важно отметить: художник не просто так назвал картину «Дурочка Алёнушка». Дурочками называли сироток сами односельчане. Тогда это означало «юродивые», то есть те, кто является проводниками между людьми и богом. Они были выкинуты из сообщества, оказывались вне нормальной иерархии, «не от мира сего». Надломленная психика тоже делала их поведение не совсем обычным. Однако накормить сиротку считалось благостным делом, поэтому без куска хлеба они не оставались. Но только до двенадцати лет, когда сирота должна была начинать кормить себя сама, идти в пастухи или няньки. Как минимум ни о каком счастье и беззаботной жизни речь не шла.

 

Странный пейзаж

Итак, Виктор Васнецов на основе эскизов приступил в 1880 году к созданию картины. Девочку он поместил в необычный пейзаж. Он добавил густой лес позади девочки, перед ней поместил пруд, а саму героиню посадил на большой камень. Этот пейзаж словно не даёт Алёнушке уйти. Сзади лес, перед ней – вода, которая так и тянет прыгнуть в неё. Крестьянские сиротки сами себя воспринимали изгоями, не достойными не то что счастья, а и самой жизни. Именно это мы читаем в застывшем взгляде Алёнушки. Именно этому её состоянию и вторит пейзаж: ель в допетровскую эпоху воспринималась как дерево смерти. Ведь еловые ветки приносили на кладбище, а ещё говорили: «В ельник ходить – удавиться».

А сидит девушка на камне, как в поговорке «словно камень на душе». И в то же время... Васнецов помещает над головой героини ласточек! Они являются символом надежды и словно удерживают юную девушку в этом мире, не дают ей совсем сгинуть или сойти с ума.

Веб сайты в США

Получается, что пейзаж выдуманный, ярко подчёркивающий состояние героини. Он наполнен символами и скрытыми смыслами. А значит, его довольно легко принять за сказочный.

И вот мы подошли теперь к ответу на один из главных вопросов этой статьи.

 

Почему же Алёнушка никому не нравилась?

Итак, девочка с растрёпанными волосами, застывшим взглядом и босыми ногами не очень понравилась современникам Васнецова, на мой взгляд, вот по какой причине. Третьяков и Мамонтов не смогли оценить противоречивого сочетания образа уязвимого человека, изгоя на фоне выдуманного пейзажа. Для Третьякова, любителя критического реализма, такой пейзаж был лишним. А Мамонтову, поклоннику всего русского и сказочного, не очень был близок образ девочки на грани психического расстройства.

Третьяков с удовольствием купил, например, картину Василия Перова «Тройка» о несчастной доле детей-подмастерьев. Их отдавали в город учиться у мастера беднейшие крестьяне, которым было сложно прокормить нескольких отпрысков. На практике детей использовали как бесплатную рабочую силу, фактически как рабов. Вот несчастные тянут бочку с водой в гору. Холодно, промозгло, дети на грани истощения. Тут нет никакой сказки. Перов указывает на пороки общества, на уязвимость детей из беднейших семей. И такое Третьякову нравилось.

А «Алёнушка» была чем-то на грани. И не совсем критический реализм, и не сказка. Вот покупатели и ретировались – кроме Мамонтова, по доброте душевной поддержавшего Васнецова.

Но как же Алёнушка-дурочка превратилась в сказочную героиню?

 

Судьба Алёнушки в XX веке

В конце XIX века Третьяковская галерея приобрела это полотно за 8 тысяч рублей, уже после смерти Павла Третьякова. Музею картина обошлась в 16 раз дороже, чем Мамонтову двадцатью годами ранее. К этому времени за Васнецовым уже закрепилась репутация главного сказочника в русской живописи.

А в 1900 году выпустили альбом с копиями картин художника. Рядом с каждой репродукцией приводился фрагмент из сказки. И вот составитель альбома под картиной «Алёнушка» поместил отрывок из всем известной сказки о сестрице Алёнушке и братце Иванушке.

С тех пор у зрителей картина ассоциировалась исключительно с этой сказкой. А образ юродивой заменился на сказочную героиню. Надо сказать, сам Виктор Васнецов не стал возражать против такой интерпретации.

 

arts-dnevnik.ru